Творческий отчет по конкурсу «Вклад Московского государственного университета в Победу в Великой Отечественной войне»
(посвящяется 250-летию МГУ им. М.В.Ломоносова и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Оргкомитет конкурса
МГУ им. М.В.Ломоносова,
Управление образованием Западного округа г. Москвы,
Управление образованием Юго-Западного округа г. Москвы,
Фонд «Инвестиции в будущее» (председатель — депутат ГД РФ Задорнов М.М.)
Центр дополнительного образования детей «Дистантное обучение»
Срок проведения конкурса: февраль — май 2005 г.
Участники: учащиеся образовательных учреждений Западного и Юго-Западного округов г. Москвы
Вид проектов: компьютерная презентация, Web-сайт, видеофильм.
Быстро пролетели месяцы работы над проектами по теме «Вклад Московского государственного университета в Победу в Великой Отечественной войне». Подошло время подводить итоги. Узкая направленность темы объясняет немногочисленность участников конкурса (25 работ, около 70 учащихся 4 — 11 классов). Но те ребята, которые заинтересовались этой темой, ознакомились с интереснейшим и богатейшим материалом, побывали в музеях университета, в комнатах боевой славы разных факультетов, работали в библиотеках, исследовали недра Интернета и, что наиболее ценно, встречались с легендарными, удивительными людьми из поколения университетских фронтовиков. Отрадно, что завершение конкурсной работы не поставило точку в исследовательской деятельности ребят. Многие из них продолжают работать над накопленным материалом, размещают этот материал на сайтах в Интернете. А это значит, что их работа будет востребована, будет совершенствоваться и пополняться новыми фактами нашей истории.
Жюри было нелегко принять окончательное решение, так как каждая работа, представленная на конкурс, была по-своему интересна. Какие-то проекты отличались отличным художественным вкусом, некоторые были явными лидерами в техническом исполнении, а другие — удивляли привлечением малоизвестной информации, которая была интересна всем членам жюри.
Единственное, в чем члены жюри сошлись единогласно, это решение отдать Гран-при Конкурса работе «Никто не забыт, ничто не забыто», выполненной Огорелышевой Наташей, ученицей 11 класса школы № 3 ЮЗАО г. Москвы. Это видеофильм, в котором перекликаются две юбилейные даты — 250-летие Московского университета и 60-летие Великой Победы. Фильм рассказывает о том, как МГУ трепетно хранит память о своих погибших фронтовых героях. Университет — единственный ВУЗ страны, в котором зажжен Вечный огонь в память о своих учениках, сотрудниках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Уже 30 лет Вечный огонь собирает у подножия мемориальной стелы на 9 мая и ветеранов, и молодежь. Этот фильм о связи поколений, которая не потерялась и прошла через годы. Лиричный фильм смотрится на одном дыхании и не может никого оставить равнодушным. Эта работа стала достойным подарком Московскому университету, Совету ветеранов войны МГУ к двум юбилейным датам. Надеемся, что фильм будет востребован в Музее истории МГУ и в школьных видеотеках.
На первое место вышел фильм «Солдат и ученый», подготовленный группой учащихся из школы № 1131 ЗАО г. Москвы (Бондаренко Ульяна, Тимошенко Виктория, Туленты Андрей). Ребята проделали большую исследовательскую работу, встречались в МГУ с героем своего фильма — Бородаевым Ю.С., сотрудником геологического факультета МГУ. В видеофильм вошли фрагменты личных архивов о геологических экспедициях, в которых побывала выпускница МГУ, а ныне преподаватель москвоведения и МХК школы №1131. Фильм включает много интересных фактов из истории геологического факультета, рассказывает об уникальной фронтовой судьбе солдата Бородаева, который после войны окончил МГУ, и долгие годы преподает в МГУ.
Второе место в конкурсе поделили две работы: «Университетское открытие» (Жур Евгений, 11 класс, Образовательный Центр «Ясенево» № 1694 ЮЗАО г.Москвы) и «Фронтовые экзамены» (Семенюк Татьяна, 11 класс, школа № 665 ЗАО г.Москвы). В презентации «Университетское открытие» рассказано о судьбе библиотеки МГУ в военное время, об открытиях различных факультетов, востребованных на фронтах и в тылу. Особенно автора работы заинтересовала биография математика Колмогорова и его вклад в теорию о выгодном рассеивании снарядов при стрельбе по площадям. Интерес к открытию Андрея Николаевича Колмогорова не случаен, так как школьники хорошо знакомы с его учебником по алгебре. Презентация «Фронтовые экзамены» о студентке механико-математического факультета, летчице, Герое Советского Союза Евгении Рудневой отмечена жюри за личную позицию автора. Украшением этой презентации, несомненно, стали авторские стихи. Работа имеет мелкие технические шероховатости, но пронзительность, с которой освещена женская военная тема, привела жюри к решению наградить эту работу.
Третье место было присуждено компьютерной презентации «Наш Гаврилов» (Абдуллина Альбина, Коломин Александр, Калинин Сергей, школа № 1100, ЮЗАО г. Москвы) и видеофильму о профессоре химического факультета МГУ Бебихе Григории Федоровиче (Волознев Лев, Золотарев Кирилл, Никитина Анна, ЦДО «Дистантное обучение», ЮЗАО г.Москвы). «Наш Гаврилов» рассказывает о преподавателе истории Леонарде Михайловиче Гаврилове, работающем в средней школе № 1100. Гаврилов Л.М. прошел через фронтовые испытания Отечественной войной, закончил МГУ, защитил на историческом факультете кандидатскую и докторские диссертации и до сих пор отдает свои знания и душу детям, работая в школе уже около полувека. Эта работа отличается глубоким патриотизмом в самом светлом и драгоценном значении этого слова. Фильм-миниатюра о химике Бебихе Г.Ф. — это история о студенчестве, опаленном военным временем. Выделена работа была за художественный вкус и техничность исполнения.
Жюри не могло не отметить работы самых юных участников конкурса — группу ребят из прогимназии № 1723, ЗАО г. Москвы (презентация) и команду четвероклассников из школы № 51 ЮЗАО г. Москвы (сайт). Конечно, с техничными работами своих старших соперников по конкурсу им было сложно сравняться. Но то усердие, с которым ребята из школы № 51 принялись за участие в конкурсе, и тот необычный подход (социологический опрос членов семей, работающих в МГУ), который предложили ученики гимназии № 1723, дают нам полную уверенность, что через несколько лет эти ребята добьются победных мест в серьезных творческих конкурсах. А сегодня они достойны специального приза.
По мнению жюри, особого внимания заслуживает работа «История одного открытия» об авторе легендарной реактивной установки «Катюша». Несмотря на то, что работа вышла за рамки основной темы конкурса, по насыщенности информацией и по высокой технике исполнения она достойна того, чтобы служить учебно-информационным материалом. Хотелось бы выделить работу школы № 1995 ЮЗАО г. Москвы за уникальный видеоряд военной хроники. Жаль, что этой работе не хватило динамичности. Но мы знаем, что ребята продолжили работу над созданием масштабного сайта. Желаем им успехов и надеемся встретиться на страничках в Интернете.
Огркомитет и Жюри конкурса благодарны всем участникам, которые проявили творческий интерес к военной тематике, к истории МГУ. Нам дороги все работы, представленные на конкурс, за их личное сопереживание, за уважение к легендарному фронтовому поколению, за открытие для всех нас новых страниц истории.
Май, 2005 г.