Конкурс проектов ‘Вклад МГУ в Победу’

Конкурс проектов ‘Вклад МГУ в Победу’

,

Наталья Огорелышева — гран-при конкурса — и прелседатель Совета ветеранов химического факультета

Юбилейный год для Московского университета отмечен приятными подарками, щедрыми и скромными, но главное, подаренными от всей души. Не остались в стороне и выпускники МГУ, которые старались порадовать Alma Mater своими успехами и достижениями. Идея провести конкурс проектов «Вклад Московского государственного университета в Победу в Великой Отечественной войне» среди учащихся школ западного и юго-западного округов г. Москвы возникла в стенах Центра дополнительного образования детей «Дистантное обучение». Большинство педагогов этого центра, расположенного в юго-западном округе, окончили МГУ или еще учатся в нем. Конкурс воплотился в жизнь благодаря поддержке фонда «Инвестиции в будущее», возглавляемого депутатом Государственной Думы М.М. Задорновым. Фонд неоднократно участвовал в образовательных проектах Центра «Дистантное обучение». Вот и в этот раз были предоставлены замечательные призы для победителей конкурса: цифровой фотоаппарат, сканеры, флэш-память. Проект не мог бы реализоваться, если бы не горячая поддержка администрации МГУ им. М.В. Ломоносова и особенно Совета ветеранов войны и труда МГУ. Организаторы конкурса нашли в университете настоящих сподвижников, которые помогли заинтересовать ребят, организовали доступ участников конкурса к материалам, архивам, музеям боевой славы факультетов, помогли школьникам встретиться с легендарными ветеранами МГУ. Особенно плодотворной оказалась совместная работа с Советами ветеранов химического, геологического, исторического, физического и географического факультетов. На всех этапах конкурса рядом с участниками постоянными консультантами выступали профессора Ф.П. Мельников и Г.Ф. Бебих.


М.М. Задорнов и зам. председателя Совета ветеранов МГУ Ф.П. Мельников
Конкурс продолжался с января по апрель 2005 года. Результатом совместной работы явились 25 проектов учащихся 4-11 классов, подготовленных в виде компьютерных презентаций, Интернет-сайтов, видеофильмов. Требование представить работу, оформленную с использованием компьютерных технологий, было обязательным. Сами работы рассказывают о биографиях сотрудников, студентов МГУ в трагический военный период, о судьбах научных открытий, сделанных в университетских стенах и востребованных на фронте и в тылу. Узкая направленность темы конкурса объясняет немногочисленность участников (25 работ, 72 учащихся 4-11 классов). Но те ребята, которые заинтересовались этой темой, ознакомились с интереснейшим и богатейшим материалом, побывали в музеях университета, поработали в библиотеках, исследовали недра Интернета и, что наиболее ценно, встретились с легендарными, удивительными людьми из поколения университетских фронтовиков. Отрадно, что завершение конкурсной работы не поставило точку в исследовательской деятельности участников конкурса. Многие из них продолжают работать над накопленным материалом, размещают его на сайтах в Интернете. А это значит, что их работа будет востребована, будет совершенствоваться и пополняться новыми фактами нашей истории.

Жюри конкурса состояло из представителей Совета ветеранов МГУ, профессоров Московского университета, специалистов окружных управлений образования западного и юго-западного округов г. Москвы, сотрудников Центра «Дистантное обучение». Жюри было нелегко принять окончательное решение, так как каждая работа, представленная на конкурс, была по-своему интересна. Какие-то проекты отличались отличным художественным вкусом, некоторые были явными лидерами в техническом исполнении, а другие удивляли представленной малоизвестной информацией, которая была интересна всем.
Единственное, в чем члены жюри сошлись единогласно, это решение отдать гран-при конкурса работе «Никто не забыт, ничто не забыто», выполненной Натальей Огорелышевой, ученицей 11 класса школы’№3 ЮЗАО г. Москвы. Это видеофильм, в котором перекликаются две юбилейные даты — 250-летие Московского университета и 60-летие Великой Победы. В фильме рассказывается о том, как МГУ трепетно хранит память о своих погибших фронтовых героях. Университет — единственный вуз страны, в котором зажжен Вечный огонь в память о его учениках, сотрудниках, не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Уже 30 лет 9 мая Вечный огонь собирает у подножия мемориальной стелы и ветеранов, и молодежь. Это фильм о связи поколений, которая не потеряна и прошла через годы. Лиричный, он смотрится на одном дыхании и не может никого оставить равнодушным. Эта работа стала достойным подарком Московскому университету и Совету ветеранов войны МГУ к обеим юбилейным датам. Особенно приятно, что фильм стал востребован Музеем истории МГУ. 5 мая, когда университет чествовал своих ветеранов в новом Актовом зале Фундаментальной библиотеки, фильм демонстрировался в музее на большом экране всем гостям.

Первую премию получил фильм «Солдат и ученый», подготовленный группой учащихся из школы №1131 ЗАО г. Москвы. Ребята проделали большую исследовательскую работу, встречались в МГУ с героем своего фильма — Юрием Сергеевичем Бородаевым, сотрудником геологического факультета МГУ. В видеофильм вошли фрагменты личных архивов о геологических экспедициях, интересные факты из истории геологического факультета, рассказ об уникальной фронтовой судьбе солдата Бородаева, который после войны окончил МГУ и в течение долгих лет преподает здесь.

Второе место в конкурсе поделили две работы: «Университетское открытие» и «Фронтовые экзамены». В компьютерной презентации «Университетское открытие» рассказывается о судьбе библиотеки МГУ в военное время, об открытиях разных факультетов, востребованных на фронтах и в тылу. Особенно автора работы заинтересовала биография математика А.Н. Колмогорова и его вклад в теорию о рассеивании снарядов при стрельбе по площадям. Интерес к открытию Андрея Николаевича Колмогорова не случаен, так как школьники хорошо знакомы с его учебником по алгебре. Презентация «Фронтовые экзамены» — о студентке механико-математического факультета, летчице, Герое Советского Союза Евгении Рудневой — отмечена жюри за личную позицию автора. Украшением этой презентации, несомненно, стали авторские стихи.

Третья премия была присуждена компьютерной презентации «Наш Гаврилов» и видеофильму о профессоре химического факультета МГУ Григории Федоровиче Бебихе. «Наш Гаврилов» рассказывает о преподавателе истории Леонарде Михайловиче Гаврилове, работающем в средней школе №1100. Он прошел через фронтовые испытания Отечественной войны, закончил МГУ, защитил на историческом факультете кандидатскую и докторскую диссертации и до сих пор отдает свои знания и душу детям, работая в школе уже около полувека. Эта работа отличается глубоким патриотизмом в самом светлом и драгоценном значении этого слова. Фильм-миниатюра о химике Г.Ф. Бебихе -это история о студенчестве, опаленном военным временем. Работа была выделена за художественный вкус и техничность исполнения.


Самые маленькие участники
Жюри не могло не отметить работы самых юных участников конкурса — группу ребят из прогимназии №1723 ЗАО г. Москвы (презентация) и команду четвероклассников из школы №51 ЮЗАО г. Москвы (Интернет-сайт). Конечно, с техничными работами своих старших соперников по конкурсу им бьшо сложно сравняться. Но то усердие, с которым ребята из школы №51 принялись за участие в конкурсе, и тот необычный подход (социологический опрос членов семей, работающих в МГУ), который предложили ученики прогимназии №1723, дают нам полную уверенность, что через несколько лет эти ребята добьются победных мест в серьезных творческих конкурсах.

Торжественное награждение победителей подарками и дипломами прошло 12 мая в Центре «Дистантное обучение». Среди почетных гостей присутствовали профессор геологического факультета Ф.П. Мельников, профессор химического факультета Г.Ф. Бебих, представитель Совета ветеранов геологического факультета Л.К. Хохлова, директор Музея истории МГУ профессор А.С. Орлов, преподаватель истории в школе №1100, доктор исторических наук Л.М. Гаврилов, депутат Государственной Думы РФ М.М. Задорнов. В искренней домашней обстановке вечера можно бьшо и поговорить задушевно с гостями, и сфотографироваться, и посмотреть лучшие работы конкурса, и обсудить планы на будущее. Все участники вечера были единодушны во мнении — надо обязательно поддерживать и развивать подобные конкурсы. Ведь это одна из возможностей объединить разные поколения, дать шанс одним щедро поделиться мудростью, а другим — осознать свое место в современном обществе.

Фрагменты лучших работ конкурса можно посмотреть на сайте Центра «Дистантное обучение» по адресу www.desc.ru.

Зам. директора Центра
«Дистантное обучение»,
член оргкомитета конкурса
Т.Л. Михалева