Рубик и его кубик: возвращение
|
Конечно, сложность алгоритмов сборки всё-таки дала о себе знать. Значительная часть владельцев игрушки так никогда и не смогла самостоятельно сложить кубик. Видимо, эти люди находили в нём технологичную замену привычным чёткам.
Мизерная часть занялась исследованием оптимальных методов сборки. Теперь считается, что из любого положения можно придти к правильной раскраске граней не более чем за 22 вращения (поначалу это число оценивалось как 52).
Правда, на практике не удаётся следовать кратчайшей методе сборки, приходится пользоваться проверенными и универсальными алгоритмами. Ну а по поводу гипотетического алгоритма Бога (God’s Algorithm), выполняющего минимально возможную последовательность ходов, заметим, что его разработка и доказательство представляют собой серьёзнейшую математическую задачу.
Также обнаружилось, что совсем необязательно складывать одноцветные грани, можно заниматься выстраиванием на них «крестов», «окошек» и прочих регулярных узоров. Кроме того, преуспевшие с кубиком 3х3х3 получили бонус в виде конфигураций 4х4х4 и даже 5х5х5 — вот где их ждал непочатый край работы.
| ||
Сам Эрно Рубик, в неполные сорок лет ставший миллионером, богатейшим частным лицом Венгрии и человеком-легендой, занялся изобретением других объёмных головоломок. Часть из них, например угловатая змейка Рубика (Rubik’s Snake ) — развитие древнекитайской планарной головоломки «танграм», имела определённый успех, но до былой популярности незабвенного кубика ей было более чем далеко.
И ещё, конечно, мешали конкуренты и эпигоны, дружно выпустившие на рынок мутный поток подражаний и перепевов игрового хита, подрывающих его монополию. Впрочем, и Рубик по-своему переделал кубики СОМА в «кирпичики Рубика» (Rubik’s Bricks), а также придумал вовсе уж настольную игру «Бесконечность» (Rubik’s Infinity).
| ||
Между тем, падение интереса к разноцветному искусителю вовсе не было дружным и повсеместным. Так могло показаться лишь производителям игрушки, на волне игорного помешательства наштамповавшим десятки миллионов «лишних» кубиков и на год-другой забывшим, что рынок сбыта всё же ограничен.
Результатом стал коллапс в сфере продаж, огромные складские запасы нереализованных кубиков на фабриках и в магазинах, а также отсутствие новых заказов на производство. Поэтому, начиная с 1983 года, кубик стало всё труднее, и затем и вовсе невозможно найти на прилавке.
«Кирпичики Рубика» до неприличия напоминают кубики СОМА Пита Хейна. |
Ситуация осложнялась тем, что основной держатель прав, Ideal Toy Corporation, то ли почувствовав угрожающие тенденции, то ли по каким-то иным причинам продалась CBS, а та очень скоро, в 1985-м, вышла из бизнеса на ниве игрушек.
Но человек, стоявший у истоков экономического чуда Рубика, Том Кремер (Tom Kremer), сохранил светлую веру в непреходящий потенциал кубика. Кремер считал его, подобно «Монополии» или Scrabble, игрой на все времена.
Воспользовавшись удобной ситуацией, в 1985 году кремеровская фирма Seven Towns перекупает права на кубик и к 1991 году очень осторожно и выборочно начинает вновь потихоньку выпускать его на рынок.
Конечно, о баснословных продажах начала восьмидесятых надо было забыть. Но, тем не менее, ситуация постепенно выправлялась. Для США переломным стал 1996 год: на территории страны было продано 300 тысяч кубиков и с тех пор эта цифра растёт.
| ||
Косвенно возрождению престижа кубика способствовало, как это ни странно, появление Интернета. Появились многочисленные сайты, на которых отчаявшихся сборщиков научат правильно складывать кубик.
«Официальные» авторизованные пособия по сборке можно найти здесь или здесь, но следует отдавать себе отчёт в том, что у Рубика нет никакой лицензии на истину, поэтому приведённые алгоритмы потенциально ничем не лучше и не хуже любых других.
В Сети обитает сколько угодно виртуальных кубиков Рубика, например, вот этот, отечественный. Также можно загрузить бесплатную программу Cube Explorer, которая разглядит ваш реальный кубик через глазок вебкамеры и в полминуты, в среднем за 19 ходов, найдёт решение, лишь на один-два хода более длинное, чем оптимальное.
Если у вас нет вебкамеры — программа сгодится всё равно, а кроме того, она совсем не единственная. Но ресурс Cube Explorer представляет немалый интерес для читателя, пребывающего в ладу с английским языком и математикой.
Если вы зайдёте на вышеупомянутый сайт, то сразу заметите, как его создатель Герберт Кокимба (Herbert Kociemba) решительно открещивается от всяческих ассоциаций с обладателем авторских прав на Rubik’s Cube и посягательств на этот торговый знак. Видимо, Кокимба имел какой-то бесценный опыт общения с упомянутым юридическим лицом. И здесь впору сделать интересное лирическое отступление.
| ||
Права Рубика, собственно, распространяются лишь на торговую марку «Рубик», обеспечившую и продолжающую обеспечивать успешную протекцию всем его творениям во всём мире, и кубику в том числе.
А что касается отдельно взятого кубика Рубика, то это лишь авторский объект, артефакт, первоначально созданный в единственном экземпляре. Соответственно международным стандартам, все права на любое трёхмерное воспроизведение, и даже на любое графическое или экранное представление этого объекта, остаются за Эрно Рубиком и будут актуальны вплоть до истечения 70 лет со дня смерти создателя гениального шедевра.
А теперь вернёмся к анонсированному нами 2-му Мировому чемпионату по играм Рубика, который пройдёт в канадском Торонто 23-24 августа 2003 года. Кстати, помимо соревнования сборщиков кубиков, предусмотрены выступления и в других дисциплинах, способствующие росту популярности остальных головоломок Рубика.
Вот так Dan Knights, один из участников будущего мирового первенства, тренируется перед соревнованиями (фото sfgate.com). |
Действующий официальный чемпион мира по собиранию кубика Минх Тхай (Minh Thai) уже заявил, что не примет участия в состязаниях. Ещё бы, слишком много воды утекло. Выросло новое поколение игроков, регулярно демонстрирующих свою силу в локальных и региональных турнирах. Рекорд Тхая двадцатилетней давности (22,95 сек) сегодня кажется безнадёжно устаревшим.
Элита мирового спорта стабильно показывает результаты ниже 18 секунд, а неофициальные рекорды американских и японских игроков находятся на уровне 15,2 -15,5 секунд. Правда, столь очевидный прогресс во многом объясняется значительно возросшим качеством самих кубиков.
| ||
Но одним профессиональным игровым инструментарием победу не добудешь. Для показа результата ниже 18 секунд нужны стальные нервы, предельное напряжение и концентрация всех ресурсов организма.
Игрок экстра-класса обладает руками пианиста и компьютером в голове, думает на несколько ходов вперёд и словно переходит в другое измерение, даже дыхание его замедляется.
Аналогом этого состояния может служить поведение шахматиста, находящегося в жестоком цейтноте или играющего на блиц-турнире. Хотя, конечно, шахматы — состязательный вид спорта, а здесь участники имеют соперника в виде куска разноцветной пластмассы.
Интересно, что лучшие игроки никогда не собирают кубик послойно, предпочитая выстраивать на гранях разноцветные кресты и перемещать угловые кубики только в последнюю очередь.
| ||
Приведём лишь одно из них:
«Тот факт, что каждая грань куба состоит из трёх слоев по три блока, имеет большое значение. Число три, кажется, обладает специфическим смыслом, выражающимся в некоторых странных связях между человеком и природой. Мать-дитя-отец. Небеса-земля-преисподняя. Созидание-сохранение-разрушение. Рождение-жизнь-смерть».
В общем, как сказал всё тот же Эрно Рубик, «мы вращаем кубик, и кубик скручивает нас».