Публикации

Из материалов к статье в «Учительскую газету»

Алфутова Н.Б.,
кандидат физ-мат наук,
директор Центра дополнительного образования
«Дистантное обучение»

Впереди лето, и все задумываются об отдыхе у моря или у реки. Для детей — это время безоблачного «валяния дурака» без учебников, школьной доски и строгих учителей. Но для многих учащихся это не только время безделья, но и время самосовершенствования и «поисков себя».

Традиционно летом проходят выездные школы по различным предметам, и спрос на них очень велик. В ЛМШ в Вятке конкурсный отбор растет год от года. Костромская летняя многопредметная школа собирает каждый год около 200 мальчишек и девчонок из глубинок России. Значит, дети хотят не просто нагуляться за лето, но и еще чему-нибудь научиться.

Раньше мне неоднократно доводилось работать в летних школах, проводимых школой-интернатом №18 (ныне школа им. А. Н. Колмогорова Специализированного учебно-научного центра МГУ им. М. В. Ломоносова). Самой памятной для меня стала летняя школа, проводившаяся в 1978 году академиком А. Н. Колмогоровым — тогда я была еще студенткой механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Но рассказать мне хочется о весенней выездной школе, проведенной нашим Центром дополнительного образования «Дистантное обучение» в этом году в чудесных местах Приэльбрусья.

Сначала — кто мы такие, зачем нам эти выездные школы, и чем, собственно, они отличаются от других — очень известных и уважаемых.

Одна из главных целей нашего Центра — используя сеть Интернет дать возможность детям, находящимся вдали от научных центров, познакомиться с дополнительными главами из математики, экономики и других школьных предметов. Но компьютер не сможет заменить живое слово учителя, а может лишь помочь преодолеть расстояние, и поэтому выездные школы нам нужны для личного контакта с учениками, а также для непрерывного процесса обучения.

Первая выездная школа в Приэльбрусье проводилась для детей очного обучения, которые приходят к нам 2 — 3 раза в неделю на уроки математики, экономики, информационных технологий. Мы не ставили себе целью за 6 дней углубить их знания в каком-либо предмете, а сделали упор на то, что наука — это часть культуры, и потому в программу школы включили не только математику и экономику, но и древнюю историю. Лекции по истории Древнего Рима читала доцент МГУ, автор книги «Сципион Африканский» (серия ЖЗЛ) Бобровникова Т. А.

Обучение и знакомство началось прямо в поезде. Шутка ли — ехать 38 часов?! Но никому не было скучно. Здесь звучали песни под гитару, проводились увлекательные экономические конкурсы, был сделан экскурс в аксиоматику геометрии и рассказана история пятого постулата Евклида.

Природа Приэльбрусья встретила нас солнцем, которое съедало остатки утреннего тумана. И через час от него остался лишь серебристый иней на соснах.

Каждый день начинался с веселой зарядки. Затем 4 часа ребята активно занимались математикой, экономикой и слушали лекции о Риме и Карфагене. А после обеда они играли в футбол, волейбол, знакомились с природой Приэльбрусья: прогулка по ущелью Адылсу, подъем на канатной дороге до станций «Старый кругозор» и «Мир» на высоту 3 500 метров над уровнем моря. Но самым ярким для детей стало катание на горных лыжах. Эти восторженные крики детей «У меня получилось!» до сих пор звенят в моих ушах как маленькие колокольчики.

Вечерами на математических и экономических викторинах страсти разгорались нешуточные, в них оказывались вовлеченными даже взрослые! Мы все родом из детства, из ФМШ №18, где до сих пор живут традиции Андрея Николаевича Колмогорова о гармоничном развитии личности. И поэтому наш «экономист» Иван Куликов читал свои стихи, а преподаватель информационных технологий Игорь Коровин пел песни под гитару. А на ночь — красивая сказка, чтобы утром проснуться с ощущением того, что живешь в волшебном мире. Величественная природа и горный воздух лишь обостряли детское восприятие.

Это «восхождение» к «вершинам» знаний мы совершили при помощи Центра социальной помощи «Доброе сердце» и его Президента — депутата Мосгордумы М. М. Вышегородцева. Благодаря его содействию 15 мальчишек и девчонок прикоснулись к миру прекрасного и удивительного.

И мы еще раз утвердились в мысли, «что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства: Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».

Мы все очень подружились за это время. И сейчас дети бегут к нам на занятия, как в родной дом. Чудесное и очень нетривиальное поколение! И каким оно будет — зависит только от нас, взрослых…

Этим летом наш Центр проводит выездную школу по математике, экономике и английскому языку в пригороде Санкт-Петербурга, и мы постараемся, чтобы эта поездка запомнилась нашим детям как прекрасное общение, обогащение новыми знаниями и вошла в копилку их воспоминаний как яркая звезда холодного неба Северной Пальмиры.

Если гор нет в Москве,
значит, мы едем в горы

Из материалов к статье в газету «100 друзей»
(приложение к «Учительской газете»)

Куликов Иван
Преподаватель экономики

Во время весенних каникул, когда в Москве царит сырость и грязь, а вместе с ними томительное ожидание теплых солнечных дней, нужно обязательно что-нибудь предпринять: придумать себе приключение или отправиться в путешествие.

— Предлагаю двигаться в южном направлении, — с воодушевлением воскликнула Катя.

— Ну и поезжай в Африку, а если хочешь, еще южнее — на Южный полюс, — пробурчал Димка. — Надо вверх подниматься, ведь чем ближе к солнцу, тем теплее…

Кто сказал, что мы живем в мире прагматиков, и не осталось больше сумасшедших энтузиастов? Решено: мы едем в горы…

Но необходимо совмещать приятное с полезным, поэтому мы поехали в горы не только отдыхать, но и учиться. Доверчивые дети, еще не успевшие выйти из учебного штопора, с радостью отправились с нами в выездной весенний лагерь в Приэльбрусье, где им предстояло помимо достопримечательностей Кавказа изучать математику, экономику и историю. «Доброе сердце» (Центр социальной помощи), голова (преподаватели Центра дополнительного образования ЮЗАО), молодые руки и ноги школьников, объединив свои старания, решились организовать это беспрецедентное событие, для того чтобы и дети, и родители хорошо, «по-весеннему», проснулись после зимней спячки и получили от природы заряд бодрости для последнего рывка перед летом.

И вот, взяв с собой свой утроенный вес самых необходимых вещей, «отважные муравьишки» отправились встречать весну, которая как нельзя кстати лавиной солнца, веселья и просто хорошего настроения обрушилась на большой муравейник Кавказа, сметая на пути все остаточные явления зимних депрессий. Приютившая нас база «Юность», казалось, тоже проснулась, да и как же иначе: разыгравшийся от приключений на 100% свежем воздухе (это вам не Москва) аппетит сделал ее столовую самым популярным и шумным местом. Ребята, уже в первый день адаптировавшись к разреженному воздуху, обыграли местных в футбол, а вожатых — в волейбол, а затем разлеглись под солнышком в зарослях ароматного можжевельника на склоне одной из гор, окружающих со всех сторон Баксанское ущелье. А девчонки устроили ознакомительную прогулку, взяв с собой связку фотоаппаратов.

Но так как времени оставалось мало, то наша команда из 20 человек предпринимала все попытки к тому, чтобы в сутках было больше 24 часов, и, я не скрою, нам это удавалось. Ранний подъем, интенсивная зарядка, плотный завтрак, занятия вперемежку с играми (а точнее, наоборот), поездки, экскурсии, походы: У детей еще хватало сил на дискотеку.

Но, конечно, самым ярким впечатлением от поездки у меня, да и у всех, осталось катание на горных лыжах. Подняться по канатной дороге на фуникулере (станции «Азау», «Старый кругозор», «Мир»), увидеть под собой съезжающих лыжников и сноубордистов, а затем съехать самому. Просто шквал эмоций! Уставшие, довольные собой, дети шумной толпой заваливались пить чай с хичинами, они наперебой рассказывали друг другу и нам о своих горнолыжных успехах, — они раскрывались. Вообще, в этой компании нельзя даже на секунду быть «букой». Все мы — и дети, и взрослые — очень подружились за это время. Мы многому научились, ведь «полный контакт» — не то же самое, что обыкновенный школьный урок, хотя наши уроки обыкновенными и не были никогда; это и привлекает к нам учеников, ведь они приходят в Центр после школы, а в экстремальные условия Приэльбрусья мы, вообще, взяли с собой самое интересное.

Мы были там всего неделю. Мне показалось — месяц, — столько событий происходило за день. Но не зря Лев Толстой говорил, что «лучший отдых — это смена занятий», — нужно действовать!

Мы отдохнули и привезли в Москву не только весеннее настроение и воспоминания о поездке, мы привезли в Москву хорошую погоду. Но самое интересное, что почти всех снова тянет в горы, видимо, правда, что лучше гор могут быть только они сами: Скоро лето, а это значит, что нужно будет обязательно что-нибудь предпринять…