Математика-11 16.10.2008

Пятая Интернет-карусель, которую провел ЦДО «Дистантное Обучение» в осеннем сезоне 2008-2009 учебного года, — карусель по математике для 11 классов. Всего приняли участие 382 команды (некоторые — вне конкурса) из 39 регионов РФ, из Украины, Беларуси, Казахстана, Словакии.

Участники.
Лидеры прошлой карусели были не дома, а в Адлере. И, видимо, участвовать в карусели 11 классов не имели возможности. При этом команда, бывшая «19 вагоном«, теперь стала «13 вагоном» и снова сидя в поезде хорошо решала задачи. Также (по сравнению с прошлой каруселью) снова в лидерах новички «Апельсин«.

В карусели приняли участие ребята из следующих мест: г.Москва и Московская область (г.Жуковский, г.Подольск, г.Электросталь), г.Санкт-Петербург, г.Иркутск и Иркутская область (г.Ангарск, г.Братск), г.Кострома и Костромская область (г.Волгореченск), г.Красноярск и Красноярский край (г.Дивногорск, г.Железногорск, г.Минусинск, г.Назарово, г.Норильск, г.Ужур, г.Шарыпово, п.Большая Мурта, п.Ильичево, п.Мигна, п.Синеборск, п.Шушенское, Саянский район, с.Ермаковское, с.Казанцево, с.Каптырево, с.Межово, с.Никольск, с.Новоуспенка, с.Сивохино, с.Субботино, с.Сухово) г.Курган и Курганская область (с.Лесниково), г.Новосибирск и Новосибирская область (г.Барабинск, г.Искитим,г.Куйбышев,г.Черепаново, п.Кольцово, р.п.Линево, с.Камыши, с.Медведск), г.Пермь и Пермская область (с.Барда), г.Самара и Самарская область (г.Тольятти), г.Саратов и Саратовская область (г.Балашов, г.Петровск, р.п.Пинеровка), г.Ставрополь и Ставропольский край (г.Буденновск, с.Александровское, с.Левокумское), г.Тверь и Тверская область (г.Нелидово), Алтайский край (г.Барнаул, с.Гришковка, г.Яровое, п.Солнечный, р.п.Тальменка, с.Кусак, с.Подсосново, с.Поспелиха, с.Николаевка), Кемеровская область (г.Междуреченск, г.Новокузнецк, г.Прокопьевск, п.Малиновка), Нижегородская область (г.Балахна, г.Богородск, г.Бор, г.Кулебаки,г.Павлово), Республика Карелия (г.Петрозаводск, г.Кондопога, п.Поросозеро, п.Чална-1), Республика Татарстан (г.Зеленодольск, г.Набережные Челны, с.Поисево), Ростовская область (г.Волгодонск, с.Дубовское), Ханты-Мансийский АО (г.Лянтор, г.Мегион, г.Нефтеюганск, г.Нижневартовск, г.Пыть-Ях, г.Советский, п.Светлый, р.п.Федоровский), Челябинская область (г.Копейск, г.Миасс, г.Чебаркуль), Ямало-Ненецкий АО (г.Ноябрьск, с.Антипаюта), Ярославская область (г.Переславль-Залесский, г.Тутаев), г.Ак-Довурак (Республика Тыва), г.Екатеринбург (Свердловская область), г.Железногорск (Курская область), г.Коряжма (Архангельская область), г.Майкоп (Республика Адыгея), г.Обнинск(Калужская область), г.Саранск (Республика Мордовия), г.Уфа (Республика Башкортостан), г.Чебоксары (Республика Чувашия), д.Коркатово (Республика Марий Эл), п.Воргашор (Республика Коми), п.Копьево (Республика Хакасия), с.Мухоршибирь (Республика Бурятия), г.Брянск, г.Волгоград, г.Омск, г.Томск. Также участвовали ребята из других стран: Казахстан (г.Костанай), Slovakia (Trencin), Туркменистан (г.Ашхабад).


карта создана на сайте www.visited.ru

Реальные задачи.
Арифметическая задача на доли — 33% верных ответов. Задача на движение по течению и против течения — 49%. Линейное уравнение с параметром — 14%… (см. таблицу в статистике). При всем при этом, удивление вызывает, что 22% разбираются в векторах (задача 12). Нам хочется верить, что такая статистика складывается не из-за неумения, а из-за неточности. А еще из-за использования калькулятора.

Калькулятор.
Об этом еще не писали. Задача № 2 имеет ответ «16». При этом даются ответы «16,02», «16,1», «15,77» и прочие близкие. Откуда они получены? В другой текстовой задаче № 14 при павильном ответе «21» имеются варианты «20,5» и «21,5». Возникает одна гипотеза: считают на калькуляторе. Отсюда выползает погрешность.

Задачи для лидеров.
Предполагая, что не будет основных лидеров, мы не вставили совсем уж нереальных задач. И, к нашей радости, нашлась всё-таки команда, которая дала верные ответы на все задачи. Какие задачи самые сложные?

Задача 13: «Сколько различных прямых, задаваемых уравнением Ax + By + C = 0, где коэффициенты A, B, C — разные числа из набора (1, 2, 3, 4, 5, 6)?» Большая часть команд не сосчитали, сколькими способами можно подставить A, B, C. Вместо A ставится любое из 6 чисел, вместо B — любое из 5 оставшихся, вместо C — любое из 4 оставшихся. Всего — произведение этих чисел — 120 вариантов. Такой ответ дали 59 команд. Кто-то перемножил 6 три раза (216) — таких команд 13. Верный ответ: 120 — 6 = 114. Почему? Если подставить 1, 2, 3 то получатся те же прямые, если бы подставлять 2, 4, 6. Поэтому надо убрать повторяющиеся варианты. Других повторений нет (почему?). Верный ответ дали 30 команд.

Очень проблемными оказались две задачи на пространственное мышление. Задача 5: «Дан куб. Его вершины окрасили в два цвета так, что любые две вершины, соединенные ребром куба, покрашены в разные цвета. Рассмотрим два многогранника: один – с вершинами одного цвета, другой – с вершинами второго цвета. Сколько ребер у многогранника, являющегося пересечением этих двух многогранников?» Здесь в пересечение двух тетраэдров получается октаэдр. У него 12 ребер. Многие команды, видимо, путали ребра и грани — 59 команд дали ответ «6». Много ответов «4», «5», «6», «8» и «9»… почуму мало ответов «7»? :)))

Задачу 16 «На сколько частей могут делить пространство три плоскости, никакие две из которых не совпадают?» решили только 22 команды. Верный ответ 4, 6, 7, 8. Найдите примеры расположения плоскостей, соответсвующих этим числам.

Самой сложной оказалась задача 17: «Имеется клетчатая 2007 x 2007 клеток. Какое наибольшее число ладей можно поставить на такую доску так, чтобы каждая ладья била не более одной другой ладьи?» Её решение короткое и ясное: каждая пара бьющих друг друга ладей занимает свои 3 линии (горизонталь и две вертикали или две горизонтали и вертикаль). Поэтому общее число линий (4014) надо поделить на 3 — число пар равно 4014:3=1338. Всего ладей вдвое больше — 2676. Поймите самостоятельно, как расположить такое количество ладей.

Статистика карусели

Количество команд, решивших каждую задачу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
199 282 82 128 76 210 137 218 127 293 74 131 30 106 114 22 11 39 59 24
33% 47% 14% 22% 13% 35% 23% 37% 21% 49% 12% 22% 5% 18% 19% 3,7% 1,8% 6,5% 10% 4%

Количество команд,
давших указанное число верных ответов

 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
17 28 32 38 44 32 33 38 22 23 15 12 17 4 4 8 6 4 1 3 1

Призеры карусели

  • Зборнойа савецкаво роённа
    10-11 класс, сборная, г.Новосибирск
    Екатерина Антоненко (11кл, лицей 130), Павел Томас (10кл, лицей 130), Иван Гроо (10кл, СУНЦ НГУ), Доледенок Алексей (10кл, гимназия 6) 

  • gm_s42_010
    10м класс, гимназия № 42, г.Барнаул
    Глушков Влад, Мацвей Вячислав, Невьянцев Вячислав
  • Кирилл Сергеевич
    11 класс, школа № 3, г.Волгореченск, Костромская область
    Маянцев Кирилл
  • Бозакруп
    11 класс, РРЦ «Талант», г.Красноярск
    Богдащина Жанна, Круглов Юрий, Подлеснов Владислав, Загробчук Павел
  • Курган-ЦДМО-2010
    10-11 класс, ЦДМО, г.Курган
    Исаак Евгений, Меньщиков Андрей, Упоров Сергей, Краснов
    Дмитрий, Машников Олег, Подкорытов Максим
     

Победители Интернет-карусели

Место Команда Кл. Школа Город Итог
1 Зборнойа савецкаво роённа 10-11 Сборная* г.Новосибирск 250 20 из 20
2-3 gm_s42_010 10 Гимназия № 42 г.Барнаул 219 19 из 20
2-3 Кирилл Сергеевич 11 Школа № 3 г.Волгореченск 219 19 из 20
4 Бозакруп 11 РРЦ «Талант» г.Красноярск 184 17 из 19
5 Курган-ЦДМО-2010 10 ЦДМО г.Курган 183 19 из 20
6 Семьдесят три девяностых пи 10 Школа № 146 г.Пермь 165 17 из 20
7 DreamTea[M] 10-11 Лицей при ТПУ г.Томск 162 18 из 20
8 Мегаумный 10 Гимназия № 6 г.Новосибирск 145 17 из 20
9 13 вагон 10-11 Костромская ЛМШ Сборная** 136 17 из 20
10 fhntv2 11 Лицей № 1580 г.Москва 133 14 из 14
11-12 Av-vet 11 Школа № 10 г.Павлово 132 16 из 20
11-12 Интригалы 11 Школа № 1384 г.Москва 132 16 из 20
13 Бедуин 11 РБЛИ г.Уфа 129 15 из 19
14 Восточные Фрики 11 Школа № 1523 г.Москва 123 16 из 20
15 Abacaba 11 Школа № 14 г.Балахна 120 16 из 20
16 Ч.Е.Р.В.Я.Ч.К.И…. 11 Лицей № 10 г.Волгоград 117 15 из 20
17 апельсин 10 Школа № 11 г.Железногорск 115 15 из 19
18 Evybrb62008 11 Школа № 6 г.Костанай 111 13 из 18
19-21 Курган-ЦДМО-11-1 11 ЦДМО г.Курган 106 15 из 18
19-21 Лидер 112 11 ЦДО «Поиск» г.Ставрополь 106 14 из 18
19-21 Pussycat 10-11 Разъезженская школа с.Разъезжее 106 15 из 20
22 L1580Inf 11 Лицей № 1580 г.Москва 105 14 из 20
23 G37 11 Гимназия № 37 г.Петрозаводск 102 12 из 19
24 ФромМун 10 Лига Школ № 1199 г.Москва 99 12 из 15
25 420-11А 11 Школа 420 г.Москва 97 15 из 20
26 gm_s42_9 10 Гимназия № 42 г.Барнаул 96 16 из 20
27 Команда 00002 11 Лицей ФТШ г.Обнинск 91 15 из 20
28-29 КонтрШушь 10 Субботинская школа с.Субботино 88 14 из 18
28-29 Ксиитые 11 Гимназия № 10 г.Дивногорск 88 15 из 19
30 11 класс электросталь 11 Школа № 15 г.Электросталь 87 12 из 20
31 Семь — я 11 Лицей № 7 г.Саранск 85 11 из 13
32-33 Грандмастеры 11 Гришковская школа с.Гришковка 79 12 из 14
32-33 GAPS 11 СМТЛ г.Самара 79 13 из 20

Указанным командам будут отосланы сертификаты, лучшие пять команд будут награждены призами. Просим прислать (karusel@desc.ru) почтовые (обычные!) адреса, по которым можно выслать сертификаты участия и призы.

Будем рады присланным фотографиям команд-участников.

Фотографии участников


команда «13 вагон«
сборная Костромской ЛМШ
9 место карусели


команда «АБАН«
школа № 2, г.Ноябрьск
Ямало-Ненецкий автономный округ


команда «КонтрШушь«,
Субботинская школа, Шушенский район, Красноярский край
28-29 место карусели

Благотворительная помощь проекту

Вы можете добровольно оказать поддержку проекту.

Мы предлагаем перечислить благотворительный взнос в размере не менее 50 руб. Для этого нужно распечатать бланк квитанции (лицевая сторона, обратная сторона) и внести взнос в любом отделении любого банка. 

Пришлите на адрес karusel@desc.ru (1) копию оплаченной квитанции, (2) название команды и (3) домашний адрес. Они могут получить приятные сюрпризы.Мы желаем знать своих помощников!

Спонсор Интернет-каруселей

компания «Альвис-Плюс»

Альвис-Плюс